Микрофоны, наушники и радиосистемы AKG
Модульная серия микрофонов AKG

Модульная серия микрофонов AKG

Особенности использования модульной серии микрофонов AKG при построении звукоусилительных комплексов в православных храмах

В древние времена, когда складывался канон православного богослужения, верующие люди обходились без звукоусиления, решая проблемы слышимости благодаря искусству чтецов и особенностей храмовой акустики. Существовали так же и разные хитрые «придумки», как, например, голосники - узкогорлые кувшины, вделываемые в стены, которые своими резонансными характеристиками имитировали естественные акустические усилители. Перед большими праздниками голосники очищали от скопившейся в них пыли и грязи, чтобы звук был более ясным во время праздничной службы. Но старые храмы большей частью были разрушены и при восстановлении реставраторы, как правило, не считали нужным восстанавливать этот изыск древней архитектуры. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем либо полуоглохшие, наспех восстановленные старые храмы, либо «новодел», построенный без учёта этих особенностей. Если ещё принять во внимание такие вещи, как утраченное искусство чтецов и малопонятность для современных неофитов церковнославянского языка, то мы имеем печальную картину. Для человека воцерковлённого, знающего службу чуть ли не наизусть, это не составляет проблемы. Для всех же остальных это является серьёзным препятствием на пути к пониманию и вхождению в суть православного богослужения.

Существующие современные технологии звукоусиления позволяют корректно донести до каждого присутствующего в храме каждое слово. Но отсутствие в нашей стране разработанных принципов и специалистов по проектированию таких комплексов заставляет инженеров следовать собственным фантазиям, приводя порой к плачевным результатам, как, например, звукоусилительный комплекс Храма Христа Спасителя в Москве.

В задачу этой статьи не входит разработка этих принципов, но я попробую, исходя из собственного многолетнего опыта проектирования и эксплуатации данных комплексов, наметить основные проблемы при использовании микрофонов и дать практические рекомендации на примере модельного ряда модульной серии микрофонов фирмы AKG. Возможно, этот опыт выльется в цикл статей, рассматривающий все аспекты проектирования храмовых звукоусилительных комплексов, но пока ограничимся только микрофонами, как наиболее важной и специфичной проблемой. Ведь для того, чтобы что-то усиливать, надо иметь это что-то максимально качественным.

Почему мой выбор пал именно на модельный ряд фирмы AKG?

CK80На данный момент, по моему мнению, именно эта фирма наиболее удачно разработала и воплотила в жизнь модульный принцип оборудования стационарных микрофонных точек, разделяющий установочную арматуру и сами микрофонные капсюли, таким образом, достигнув потрясающей гибкости в решении разнообразных проблем, возникающих именно при инсталляции микрофонов в местах богослужения. То есть, выбрав наиболее подходящий для данного источника звука и акустических условий капсюль, остаётся только выбрать наиболее подходящую для данных условий установки арматуру. Если при этом учесть невысокую стоимость (немаловажный аспект для только что встающего на ноги церковного хозяйства) и знаменитое качество австрийской фирмы, одного из пионеров микрофоностроения, то станет понятным, почему именно AKG сегодня далеко опередило своих коллег и на этом участке применения микрофонной техники.

Рассматривать и детально описывать целиком весь модельный ряд в рамках этой статьи нет смысла. Это постоянно делается в многочисленных рекламных статьях, достаточно представлено в Интернете и в изобилии выпускающихся каталогах на русском языке. Сконцентрируемся именно на практическом применении.

Для правильного выбора микрофона и размещения микрофонных точек необходимо хотя бы поверхностно иметь знакомство со структурой самого богослужения и устройством и архитектурой храмов. Так православное богослужение состоит из чтения, возгласов священников, дьяконских ектений и прокимнов и пения хора. Сам храм разделяется на алтарь, находящийся за иконостасом, солею с амвоном (возвышение перед иконостасом), само храмовое помещение и притвор со смежными галереями. Так же ещё оборудуются специальные места для чтецов (1 или 2 обычно на солее) и отдельно для хора, называемое клирос. Клирос обычно находиться или на балконе, или с краю солеи. Основные источники звука находятся в районах солеи, клироса, алтаря и центра храмового помещения.

CK31 CK47

Так же важно понимать такие физические аспекты работы микрофона, как направленность и чувствительность. Общие типы направленности отображаются в специфических терминах и являются главным параметром для выбора капсюля (широкой направленности – кардиоидная (CK31), более узкой - гиперкардиоидная (CK80) и наиболее острой - минипушка (CK47)). Более точные параметры указываются в паспортах и каталогах в виде диаграмм, и желательно научиться понимать, что означают эти диаграммы. Чувствительность микрофона указывается обычно в единицах, показывающих количество миллиВольт, выдаваемых микрофоном при звуковом давлении на мембрану микрофона в 1 Паскаль и обозначаемых как мВ/Па (CK31-20мВ/Па, CK80-30мВ/Па, CK47-16,5мВ/Па). Кстати фирма AKG всегда максимально полно снабжает свою продукцию технической информацией.

Основные типы используемой арматуры - это всевозможные типы «гусиных шей» (GooseNeck), обозначаемых маркировкой GN и различающихся по:

  1. длине (GN15-15см /GN30-30см /GN50-50см)
  2. разному способу крепления к монтируемой поверхности (фланцевого типа крепления – без буквенного индекса, с креплением на разъём XLR – с буквенным индексом E (сам разъём для крепления идёт в комплекте))
  3. наличию выключателя для микрофона (добавляется буквенный индекс – S). Также выпускается арматура для подвеса капсюлей к потолку или потолочным конструкциям с длиной микрофонного шнура - 10м(HM1000).

Иногда модульную серию можно дополнить некоторыми типами микрофонов пограничного слоя и пушками. Кроме того, стоит упомянуть использование петличных микрофонов с радиолиниями. На самом деле, в храме с достаточным количеством стационарных микрофонных точек нужда в петличных радио микрофонах отпадает. Но если храм небольшой и количество служащих священников и дьяконов минимальное, то 2 петлички способны заменить стационарный микрофонный комплекс.

Основные микрофонные точки:

  1. Микрофон на месте чтеца

    Обычно монтируется в аналой (подставка для читаемых книг) на гусиную шею длиною 30см на разъёме XLR (GN30E), наличие выключателя (GN30ES) – по желанию. Капсюль CK80 либо CK31. Причём надо помнить, что рабочее расстояние капсюля CK31 начинается от 15см, а капсюля CK80 от 0,5м и когда чтецов двое (как, например, положено при чтении канонов на утрени) у одного аналоя, то лучше использовать CK31.

  2. Микрофон в алтаре для трансляции возгласов священников

    Обычно подвешивается на паникадило (люстру) в алтаре. Так как при соборном служении священники стоят вокруг престола и подают возгласы с разных сторон. CK31+ HM1000

  3. Микрофон для трансляции проповеди с амвона

    Обычно используется радиопетличка или микрофон типа «пушка», монтируемый на паникадило (люстру) в помещении храма и направляемый на амвон. CK47+ GN15E или короткая пушка C568B.

  4. Микрофон для хора

    Обычно подвешивается к потолку над клиросом или, если есть расположенные близко к клиросу потолочные конструкции, монтируется на них на короткую «гусиную шею». CK31+ HM1000 или + GN15E (способ крепления смотреть по месту).

  5. Микрофон для трансляции чтения Евангелия, паремий, ектений и т.д., происходящих посредине храма

    Используются радиопетличка или микрофон типа «пушка», монтируемый на паникадило (люстру) в помещении храма и направляемый на место чтения (таким образом, получается 2 одинаковых микрофона на паникадиле храма, но направленные в разные стороны). CK47+GN15E или короткая пушка C568B

  6. Микрофон для трансляции ектений произносимых на солее перед Царскими вратами

    Тоже может быть использована радиопетличка или миниатюрный микрофон пограничного слоя C562CM, вделываемый в свод Царских врат. Так же корректно использование капсюля CK31, располагаемого в районе вершины свода Царских врат, в любую удобную для установки арматуру (GN15E или HM1000).

    Несколько общих слов об усилителях и акустических системах. Здесь используются принципы построения зонных систем “public address” и применяется оборудование соответствующего класса. Учитывая большое микрофонное хозяйство, желательно использование приборов подавления обратной акустической связи. И настоятельная рекомендация использовать компрессоры, или хотя бы лимитеры, так как динамический диапазон богослужения очень велик. От еле слышных возгласов священника до форте мужского хора. Но об этом в следующей статье. Если, конечно, получится.

Послушник Василий (Ниссен)
Внештатный консультант фирмы Слами Мьюзик.

Радиосистемы AKG в каталоге // Следующая статья // Cписок статей

© 2006-2017, Компания Slami
дистрибьютор AKG в России
тел.: (495) 933-53-33
http://www.slami.ru
email: info@slami.ru