Микрофоны, наушники и радиосистемы AKG
Технический алфавит от компании AKG

Технический алфавит от компании AKG

Антенный сплитер Электронное устройство, специально разработанное для электрических сигналов, позволяющее преобразовывать входной сигнал антенны без особых потерь в несколько выходных сигналов антенны. Различают «активные» (с усилительной ступенькой) и «пассивные» (без усилительной ступеньки) антенные сплитеры.
Адаптация Микрофоны работают в холостую. Условие считается выполненным, когда входной импеданс предусилителя или микшерного пульта как минимум в 2-5 раз превышает номинальный импеданс микрофона. Этот показатель принимается в технических данных микрофона как полный (нагрузочный) импеданс.
BNC Специальный разъём/гнездо для высокочастотных проводок.
Booster Специальный усилитель сигнала. Подключается на выходе передатчика, чтобы усилить мощность излучаемого сигнала.
Вокальные микрофоны Микрофоны, специально разработанные для вокальных выступлений на сцене. Обладают интегрированным поп-фильтром, хорошо гасят механические шумы и обладают очень прочной конструкцией, выдерживающей даже падение микрофона со стойки. Чтобы выделить голос в музыкальном сопровождении, высокие частоты в диапазоне от 3-8 кГц приподняты. Для записи вокала в студии рекомендуется применение конденсаторного микрофона при расстоянии к нему примерно в 30 см.
dB SPL (см. рис.1)

Это величина, применяющаяся для обозначения уровня звукового сигнала по отношению к звуковому давлению при 20 µ Паскаль (соответствует примерно человеческому порогу слышимости). Разница звукового давления на 6 дБ соответствует двойной громкости.

разница звукового давления
Deep Fade Очень сильный провал входного уровня за счёт погашения радиосигнала при работе с многоканальными системами.
Динамический микрофон(Микрофон с подвижной катушкой) Через мембрану поступает звуковая волна двигающая катушку между полюсами магнита. Благодаря движению катушки возникает звуковое давление которое пропорционально электрическому напряжению. Динамические микрофоны без искажений обрабатывают высокие звуковые давления и представляют собой очень прочные микрофоны, не нуждающиеся в питании.
Динамические микрофоны фирмы AKG обозначаются буквой «D» перед номером.
Diversity Это приёмная техника, которую обычно применяют в сложных акустических ситуациях, чтобы добиться надёжного приёма звукового сигнала. Эта техника базируется на применении нескольких приёмных антенн соединённых с несколькими приёмниками с одной несущей частотой.
Длина волны Это расстояние между двумя соседними пучностями («-» и «+») синусоидальной волны.
Down Time Время, затрачиваемое системой на обработку искажений.
Drop-Out Пропадание сигнала за счёт возникновения помех
ERP
(Effectively radiated power)
Эффективная мощность излучения передатчика
Far-Near Difference Различие между самым коротким и самым длинным расстоянием антенн для сцены
Feedback Обратная связь
Frequency management Управление частотами
Импульсное поведение Cпособность микрофона реагировать на внезапные звуковые сигналы. Эта величина зависит от веса диафрагмы и степени погашения вибраций преобразователем.
Intercept Point IP 3 это коэффициент обратной величины третьего порядка нелинейных полиномов усилителя, или коэффициент надёжности усилителя против интермодуляции.
Интермодуляция Это умноженное соединение нелинейных сигналов различных частот, возникающее при соединении с новыми частотами.
Интерференции Помехи
Искажения У динамических микрофонов практически нет искажений. Точнее, искажения возникающие при очень высоких звуковых давлениях (130 дБ SPL) невозможно измерить, т.к. динамики при такой громкости сами начинают искажать. По этой причине в технических данных для динамических микрофонов не указывается величина «Эквивалентный уровень шума». Конденсаторные микрофоны имеют предусилитель и поэтому при высокой громкости обычно перевозбуждаются. При снятии звукового сигнала с очень громких музыкальных инструментов, как например барабаны или труба в ближнем поле (несколько см) – чувствительность микрофона нужно ослаблять, например это можно сделать у С 535 с помощью переключателя.
Кабель для подключения антенны Cпециальный кабель для высокочастотной передачи сигнала, соединяет ступенчатую антенну с приёмником. Типичным свойством такого кабеля является его симметричная коаксиальная конструкция. В зависимости от качества кабеля и от частоты, передаваемой по нему, через каждые 100м появляется фактор затухания.
Климатические условия Динамические микрофоны могут работать в экстремальных климатических условиях: при температуре от –25 °C до +70 °C и при большой влажности воздуха. Конденсаторные микрофоны являются очень чувствительными к высокой влажности и нагреванию после сильного охлаждения. При нагревании после сильного охлаждения на микрофоне образуются капельки влажности. Если эти капельки возникнут на капсюле или на высокоомной части предусилителя, это может стать причиной возникновения потрескивающих звуков.
Конденсаторный микрофон Очень тонкая, толщиной в тысячные доли мм фольга (диафрагма), движется от прочно установленной металлической пластинки (противоположно заряженный электрод). Оба электрода образуют «конденсатор», который заряжается постоянным напряжением, ёмкость конденсатора при этом изменяется в ритме приходящей звуковой волны и соответствует изменению электрического напряжения. Почти все конденсаторные микрофоны нуждаются в предусилителе для адаптации высокоомного конденсаторного капсюля к низкоомному входу усилителя. Конденсаторные микрофоны имеют обычно плоскую частотную характеристику, высокую чувствительность и хорошее импульсное поведение. Такие микрофоны нуждаются во внешнем питании.
Все конденсаторные микрофоны фирмы AKG обозначаются буквой «С».

Правила хранения конденсаторных микрофонов:

  • Микрофон должен всегда храниться в сухом и тёплом месте. Он никогда не должен быть холоднее окружающей среды. Если микрофон перевозится в холодном транспорте, перед применением нужно его сперва нагреть в помещении.
  • Прилагаемый в упаковке пакетик геля «Silicagel» абсорбирует влагу. Если гель всегда будет находиться в закрытой упаковке, он не потеряет своего действия. Гель можно высушить на горячей плите и он снова будет впитывать влагу.
  • При применении на улице, если идёт дождь, конденсаторные микрофоны нужно хорошо укрывать от попадания на них капелек дождя.
Корпусный (механический) шум Микрофоны принимают звуковые сигналы не только по воздуху, но и за счёт механических колебаний. Например при ударе по микрофону или стойке, на которой он находится, или шумовые сигналы при трении об корпус микрофона или его кабеле. Эти шумы могут быть подавлены благодаря специальной конструкции – двойной диафрагме (CK 77 WR), эластичной подвеске, компенсационной системе или срезе на НЧ.
Коэффициент направленности Показатель действия направленности, определяющий величину полученной энергии звука из диффузного поля.
Этот коэффициент показывает на сколько меньше звуковой энергии получит направленный микрофон по сравнению с микрофоном обладающим круговой характеристикой направленности.
Лимитер Электрическое устройство, предотвращающее попадание очень высокого электрического сигнала в последующие части прибора, что могло бы привести к перевозбуждению и искажениям.
Максимальный уровень звукового давления Громкость, которую может обрабатывать микрофон, не превышая определённого коэффициента гармонических искажений к (1%), т.е. без искажений. Величина обычно измеряется на 1000 Гц.
Memory Effect Потеря ёмкости при подзарядке ещё не полностью разрядившегося NiCd аккумулятора.
Многоканальные системы Несколько беспроводных радиосистем, работающих вместе и в одном помещении и в одно время.
Модуляция и демодуляция Носитель информации синусоидального характера с постоянной частотой и амплитудой, начинающийся с "-" и заканчивающийся "+", не несущий никакой информации. Если изменить амплитуду или частоту, носитель заряжается информацией. Это явление и называется модуляцией. Противоположное явление называется демодуляцией (модулированные колебания выпрямляются с помощью какого-либо нелинейного устройства).
Направленные антенны Это антенны, чувствительность которых сильна только в одном направлении. Применяются там, где монтаж приёмных антенн в активной территории передатчика невозможен. Активная территория передатчика должна быть прощупана с большого расстояния с помощью направленной антенны.
Noise Burst Кратковременные шумовые помехи.
Noise Skirt Идеальный спектр представляет собой прямую линию. При подготовке (включении) несущей частоты, возникает шум, приводящий к дрожжанию порога включения. За счёт этого возникает модуляция несущей частоты. Поэтому спектр несущей частоты не является прямой линией, а приобретает как-бы форму "юбки". Вдоль вертикальной оси, с обеих сторон, происходит плавное уменьшение этого шума.
Обратная связь Если микрофон принимает усиленный сигнал от динамика, этот сигнал усиливается, снова принимается, снова усиливается и т.д. и это приводит к известному акустическому явлению под названием обратная связь (обычно в диапазоне НЧ). Возникновение обратной связи наиболее часто происходит за счёт отражений в маленьких помещениях. В этих случаях хорошей помощью служит акустическое изменение стен. На сцене явление обратной связи возникает за счёт мониторов. Используя микрофоны с гиперкардиоидной характеристикой направленности (например D 3800) можно выиграть несколко дБ без получения обратной связи. Мониторы располагаются немного боком по отношению к оси таких микрофонов (135°) и тем самым гарантируется оптимальное ослабление сигнала.
Общий коэффициент гармонических искажений Этот коэффициент представляет собой масштаб для нелинейных искажений, которые возникают, если синусоидальное колебание искажается за счёт перевозбуждений. При этом возникают гармоники, которые многократно превышают основные колебания.
Оттенение Это явление наблюдается, если между передатчиком и приёмником находятся какие-либо предметы, мешающие передаче радиосигнала.
Перекрёстная модуляция Перекрёстной модуляцией называется явление,когда сигналы одного канала передачи попадают во второй канал.

Подключение конденсаторных микрофонов

Для подключения конденсаторных микрофонов нужно питание.
Исключением является только C 1000 S, который может питаться за счёт батареек.
Обычно питание к конденсаторным микрофонам подаётся с помощью кабеля (фантомное питание).
Существуют следующие возможности подключения конденсаторных микрофонов:
  1. Микшерные пульты с универсальным фантомным питанием (9-52 ).
  2. Дополнительная встройка фантомного питания в микшерный пульт или устройства записи. Эта модификация очень простая. При необходимости нужно только заменить гнёзда входов для джеков на XLR. Стереофонические гнёзда для джеков возможны, но при этом возникает возможность перепутать сигналы Send/Returns. В блоке питания ищется стабилизированное постоянное напряжение от 9 до 52 В. Все микрофоны фирмы AKG последних лет работают с выше упомянутым напряжением. Потребление тока при фантомном питании можно не учитывать, примерно 1 мА/микрофон. подключение конденсаторных микрофонов
    Сопротивления Rv стандартизированы следующим образом (согласно норме IEC 268-15):
    НапряжениеВеличина
    12 В(± 2)680 ±10%
    24 В(± 4)1,2 ±10%
    48 (± 4)6,8 ±10%
    в паре: максимальное отклонение 0,4% !
  3. Можно пользоваться внешними источниками питания N 66 E подключив их между микрофоном и микшерным пультом.
  4. Можно пользоваться фантомным питанием на батарейках 18, что идеально для записи вне студии.

Подключение микрофонов фирмы AKG

Все упомянутые в этом каталоге микрофоны являются низкоомными (от 200 до 600 Ом) и имеют симметричный выход оснащённый 3-контактным разъёмом XLR. Подключение разъёма соответствует норме IEC 268-12: Pin 1 подключается к «земле», Pin 2 – аудио inphase, Pin 3 – аудио. Все микрофоны могут беспроблемно работать со всеми микшерными пультами и другими устройствами записи. подключение микрофонов AKG

При подключении к входам с гнездом для «джека» следует ррименять микрофонный кабель со следующей разводкой: «земля» разъёма «джека» соединяется с сеточкой «экрана», а сеточка «экрана» соединяется на разъёме XLR с Pin 1 и Pin 3. Звуковая «жила» соединяется с Pin 2 и головкой джека.

В США как правило соединяются Pin 1 с Pin 2. Если Вы хотите применить несколько микрофонов, то разводка кабелей должна быть одинаковой. В противном случае Вы будете иметь проблемы с противофазой.

Старые усилители как правило обладают высокоомным входом для микрофонов. Если сигнал низкоомного микрофона очень слабый, подключите его ко входу усилителя "трансформатор 1:10". Длинные кабеля при работе с высокоомными устройствами приносят потери в диапазоне. Тоже самое происходит, если Вы подключите микрофон на высокоомный вход усилителя гитары.

подключение микрофонов
Полярность микрофонов Если для записи нужно применить одновременно несколько микрофонов, следует обратить внимание на их полярность – она должна быть одинакова. Это означает, что при движении сигнала в одну и ту же сторону, микрофоны должны иметь одно и тоже выходное напряжение и одинаковую полярность. Если эти условия не выполнить, при подключении микрофонных выходов будет наблюдаться ослабление сигнала особенно в диапазоне НЧ и сильное изменение звуковой окраски.
Помехи магнитного поля/фон переменного тока Усилитель, длинный кабель для питания, и прежде всего световое оборудование индуцируют за счёт своих магнитных полей фоновую паразитную связь в микрофоне. Величина чувствительности микрофона для таких помех называется помехами магнитного поля. В динамическом микрофоне с компенсацией этот фон составляет примерно 3 µВ/5 µT , и без компенсации 30 µB /5 µT в конденсаторных микрофонах примерно 10 µB /5 µT. На практике возникновение такой паразитной связи намного критичнее. Особенно подвержены влиянию таких помех несимметричные линии и входы микшерных пультов.
Поп-шумы Для избежания поп-шумов насцене, нужно помнить следующее:
  1. поп-эффект очень сильно выражается на расстоянии 5 см., поэтому выбирайте расстояние к микрофону или меньше или больше 5 см.
  2. пойте "мимо микрофона"
  3. пользуйтесь дополнительной ветрозащитой.
Порог включения Утечка тока во время включения или выключения какого-либо источника напряжения, например импульсного сигнала, исходящего от транзистора.
Потери при поглощении сигнала Возникают в кабелях и могут разделяться на различные виды: омнические, диэлектрические и радиационные.
Приёмник давления Если на мембрану подаётся сигнал только с одной стороны, а вторая сторона закрыта, тогда её движение вызывается только за счёт этого звукового давления. Это звуковое давление представляет собой скалярную величину и микрофон имеет при этом одинаковую чувствительность во всех направлениях.
Это явление и называется круговой характеристикой направленности.
Приёмник градиента давления Если на мембрану подаётся сигнал как спереди, так и сзади, то возникает сила из разницы звуковых давлений находящихся впереди и сзади мембраны (градиент давления). Величина этой силы зависит от расстояния между отверстием куда проникает спереди и сзади подающийся звук, от частоты и от угла падения звукового сигнала. Величина этой силы является направленной и применяется для определения характеристики направленности. В зависимости от конструкции отверстий, через которые проникает звуковой сигнал, существуют различные характеристики направленности: кардиоидная, гиперкардиоидная и 8-образная. Микрофон AKG D3800
Приёмник интерференций Коэффициент направленности микрофона имеет физические границы. Более высокая направленность может быть достигнута если перед диафрагмой будет установлена, например трубочка, имеющая большое количество отверстий для прохода звука, которые лежат по отношению к мембране на разных геометрических расстояниях. Если звук падает сбоку, то возникает погашение за счёт интерференций, что ведёт к образованию лепестковой характеристики направленности.
Радиус реверберации Динамик излучает звуковой сигнал, а принимается этот сигнал, как в прямой, так и в отражённой форме, например от стен, потолка, мебели и т.д. Радиус реверберации это расстояние до источника сигнала, где интенсивность прямого и отражённого сигнала одинакова. Вне радиуса реверберации звуковое давление имеет постоянное значение. В этом случае говорят о диффузном звуковом поле.
Reflexion Отражение сигнала.
Signal-Noise Ratio Отношение сигнал/шум
Squelch Система автоматического отключения сигнала на входе приёмника, когда этот сигнал становится слишком искаженным по причине снижения уровня сигнала, принимаемого от передатчика. Порог срабатывания может быть отрегулирован в заданном диапазоне.
Cимметричные / несимметричные микрофонные схемы Микрофоны подключаются к симметричным или несимметричным усилителям.
При симметричном подключении обе жилы микрофонного кабеля равноценны относительно экрана. За счёт этого, при длинных микрофонных линиях могут хорошо подавляться различные помехи (например фон), т.к. эти помехи равноценно распределяются по обеим линиям и при этом теряют своё действие.
При несимметричном подключении сигнал подаётся только по одной микрофонной линии. В этом случае экран служит как обратная связь, он соединён с «0» потенциалом (земля усилителя). Это подключение может способствовать появлению фона переменного тока.
Соотношение сигнал/шум Соотношением сигнал/шум называют разницу между исходным уровнем звукового давления 94 д (1 Паскаль звукового давления) и эквивалентным уровнем шума. В противоположность к эквивалентному уровню шума, более низкое значение обозначает здесь более сильный шум микрофона.
Ступенчатые приёмные антенны Это антенны, подключающиеся к приёмнику с помощью специального кабеля.
Tone Coded Squelch Звуковая полоса образуется только в том случае, если узкий фильтр вылавливает специальный тон из демодулированного сигнала. Этот тон лежит выше слухового порога 20 кГц и смешивается с аудио-сигналом приёмника.
UHF (Ultra Heigh Frequency) Означает ультравысоковолновой диапазон.
Фантомное питание согласно норме IEC 268-15/DIN 45596 Конденсаторные микрофоны нуждаются в фантомном питании. Различают два вида питания: питание звуковой жилы и фантомное питание. При питании звуковой жилы осуществляется только питание симметричных звуковых линий, экран остаётся без напряжения. Этот вид питания не подходит для динамических микрофонов. При таком питании всё напряжение попадает на катушку преобразователя и она сразу перегорает.
При фантомном питании полюс «-» лежит на экране, а полюс «+» распределяется через развязывающее сопротивление по симметричным звуковым линиям. Т.к. обе звуковые линии лежат на одном и том же потенциале, через катушку не протекает ток. При таком питании к этим линиям могут быть подключены и динамические микрофоны. Если входы усилителя заземлены, или у них нет входного трансформатора, тогда нужно подключить конденсаторы или дополнительные трансформаторы на NF-линии, чтобы избежать воздействия тока на входной каскад.
Характеристики направленности направленность микрофонов Характеристикой направленности называется свойство микрофона принимать звуковой сигнал сильнее с определённого направления. Только микрофоны с круговой характеристикой направленности принимают звуковые сигналы со всех сторон одинаково. Все другие микрофоны предпочитают сигналы с определённых направлений. Чтобы изобразить это направленное действие микрофона графически, используются полярные диаграммы. Трёх-мерная «слуховая» способность микрофона изображается одной кривой. Достаточно изобразить её в области от 0° до 180° (одна половина полярной диаграммы), т.к. её вторая половина в области от 180° до 360° является её зеркальным отражением.
Направленность микрофона для разных частот графически изображается линией, штрих-пунктиром или штриховой линией. диаграмма направленности

Для 125 Гц (линия) погашения сигнала (сравнивая с 0°) при 150° - 17 дБ, при 8.000 Гц (штрих с пунктиром – линия, справа) составляет при 150° - 10 дБ. Эти 150° от оси микрофона действуют как слева, справа, сверху так и снизу (см.график).

Частотный диапазон Называется диапазон частот, лежащий между заданными нижней и верхней пороговыми частотами.
Частотная модуляция Это передача информации за счёт изменения одной из несущих частот.
Частотная характристика Микрофоны не могут быть одинаково чувствительны для всех тонов звука. Частотная характеристика показывает зависимость чувствительности от высоты тона. Эталонным значением служит выходное напряжение на 1 кГц (0 дБ). Частотная характеристика измеряется всегда при неизменном звуковом давлении начиная примерно с 20 Гц (самый низкий тон) до 20.000 Гц (выше порога слышимости).

Чувствительный микрофон звучит при одинаковом усилении громче (и при этом он конечно не изменяет своего поведения по отношению к обратной связи). Более высокая чувствительность (конденсаторные микрофоны) нужна там, где принимается слабый сигнал на достаточно большом расстоянии. Чувствительность измеряется в мВ/Па, в США также в дБВ (0дБВ = 1 В/Па).
Чувствительность всегда измеряется на частоте 1000 Гц.

Эквивалентный уровень шума Конденсаторные микрофоны обладают, за счёт наличия предусилителя, небольшим собственным шумом, который улавливается в виде мешающего выходного напряжения на выходе микрофона. Это шумовое напряжение предусилителя измеряется с помощью нормированного фильтра и в технических данных называется эквивалентный уровень шума. Эта величина измеряется в дБ. Например, 20 дБ эквивалентного уровня шума означает, что собственный шум микрофона такой же громкий, как шум в 20 дБ SPL.

Cогласно нормам IEC 268-1, DIN 45405 и DIN 45412 производится измерение собственных шумов с помощью фильтра соответствующего норме CCIR 468-3 (DIN 45405) и называется пиковым значением. Измерение с помощью фильтра соответствующего норме IEC 651 (DIN 45412) называется эффективной величиной с оценкой-А нормирующей кривой. В студийном применении требуется оценка этой величины по норме CCIR, т.к. оценка-А с её более низким значением не может учесть все ситуации возникающие при применении микрофонов. В США до сих пор пользуются величиной эквивалентного уровня шума с оценкой-А.

Электретные конденсаторные микрофоны Электретные конденсаторные микрофоны работают с помощью конденсаторного преобразователя, у которого остающийся за счёт поляризации электрический заряд накапливается в специальном слое искусственного материала. Находится этот заряженный слой на прочно установленном электроде.
Электрический импеданс Электрический импеданс это величина сопротивления переменного тока при 1 кГц.
Т.к. эта величина зависит от частоты, измерять нужно для полного частотного диапазона с очень маленькими отклонениями.
Электроакустические принципы преобразователей Преобразование микрофоном звуковой энергии в электрическую энергию может осуществляться преобразователями сконструированными по разным принципам:
  1. Контактный преобразователь (например угольный).
    Между диафрагмой и прочно закреплённым электродом находится угольный порошок. Сопротивление этого порошка зависит от давления, которое на него оказывается. Это сопротивление изменяется соответственно изменению звукового давления, воздействующего на диафрагму.
  2. Пьезоэлектрик (например микрофон с кристаллом).
    На поверхности кристаллов возникает изменяющийся электрический заряд за счёт деформирования этой поверхности при механическом воздействии звуковой волной.
  3. Электромагнитный принцип (миниатюрные микрофоны для слуховых аппаратов или звукосниматели для инструментов).
    «Якорёк» начинает колебаться в щели между полюсами магнита за счёт звуковой волны и индуцирует пропорциональное напряжение в прочно закреплённой катушке.
  4. Электродинамический принцип (например, преобразователь с подвижной катушкой).
    В магнитном поле находится эластично подвешенная катушка (например, на диафрагме). Она начинает колебаться за счёт воздействия падающих на неё звуковых волн. Благодаря этому индуцируется пропорционально переменное напряжение.
  5. Электростатический принцип (например конденсаторные-, электретные- преобразователи).
    Диафрагма образует с прочно закреплённым электродом конденсатор, ёмкость которого изменяется при движении диафрагмы.
Эффект присутствия В направленных микрофонах выходное напряжение изменяется в диапазоне НЧ намного сильнее, чем на других частотах.
Это связано с тем, что диафрагма движется за счёт разницы давления между её передней и задней стороной, а этот перепад давления зависит от искривления фронтов волн. Это явление называется «эффектом присутствия» и становится слышным уже при 100 Гц. На очень близком расстоянии может увеличиваться до 15 дБ при 50 Гц. Эта величина соответствует 6-кратной величине нормального выходного напряжения.
Cписок статей
© 2006-2017, Компания Slami
дистрибьютор AKG в России
тел.: (495) 933-53-33
http://www.slami.ru
email: info@slami.ru